Резолюция Межрегиональной конференции «Ранняя помощь детям и семьям — основные тенденции и перспективы развития» 24-25 марта 2023 года

24-25 марта 2023 года в г. Москве состоялась Межрегиональная конференция «Ранняя помощь детям и семьям – основные тенденции и перспективы развития».

Организаторами конференции выступили: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Альянс профессиональных организаций «Ценность каждого», Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, РБОО «Центр лечебной педагогики», АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», Всероссийская общественная организация родителей детей- инвалидов, АНО ДПО ЭМЦ «Особое детство».

Соорганизаторы конференции: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Санкт-Петербургский государственный университет, Комиссия по доступной среде и развитию инклюзивных практик Общественной палаты Российской Федерации, Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Конференция проводилась в смешанном формате: очно и дистанционно с использованием онлайн платформы. Информация о мероприятии представлена на сайте: https://irav.online/confrp. Участие в конференции было бесплатным.

Целью конференции явилось подведение итогов мероприятий Года информирования о ранней помощи, выработка предложений по расширению доступности и повышению качества услуг ранней помощи в регионах страны, а также содействие формированию профессионального сообщества специалистов, оказывающих услуги ранней помощи.

В Межрегиональной конференции приняли участие 6800 человек со всей России, а также из стран СНГ.

Конференция стала экспертной площадкой, способствующей консолидации  усилий государственных и общественных организаций, родительского сообщества, социально-ориентированных негосударственных организаций, благотворительных фондов, научных и профессиональных сообществ, органов государственной власти, социально-ориентированного бизнеса, средств массовой информации, заинтересованных в развитии, обеспечении доступности и качества ранней помощи детям и их семьям.

В рамках Конференции удалось обсудить широкий спектр вопросов: 30-летний опыт развития ранней помощи детям и их семьям в России, итоги Года информирования о ранней помощи, констатировали высокую актуальность и потребность детей и семей в ранней помощи, выделили значительные изменения профессиональных представлений и содержания ранней помощи, сформировали предложения по расширению доступности и повышению качества услуг ранней помощи в регионах страны, определили актуальные разносторонние задачи развития ранней помощи в России.

Участники конференции считают плодотворным полученный на конференции опыт совместного обсуждения вопросов ранней помощи профессиональным, научным и образовательным экспертным сообществом. Отмечая актуальность и значимость рассмотренных на Конференции вопросов, и для дальнейшего развития ранней помощи в регионах Российской Федерации, участники конференции выработали следующие предложения:

  • сформировать среди профильных министерств, в чьи полномочия входят вопросы развития ранней помощи в Российской Федерации, единое понимание и содержание ранней помощи детям и их семьям, подходов к ее реализации, в основе которой лежат реализуемые в рамках межведомственного взаимодействия принципы семейно-центрированности, междисциплинарности, функциональной направленности и содействия становлению психического здоровья и развития ребенка;
  • привлечь к разработке стандарта оказания услуг ранней помощи детям и их семьям профессиональное экспертное сообщество, родительское сообщество, научные и образовательные организации;
  • разработать и распространить разъяснительное письмо от 3-х министерств: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство просвещения, Министерство здравоохранения с разъяснениями о порядке развития региональной системы ранней помощи, задачах межведомственного взаимодействия и порядке предоставления услуг ранней помощи;
  • утвердить ежегодный мониторинг выполнения Комплексного межведомственного плана по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям;
  • утвердить единый порядок информирования родителей (законных представителей) о выявленной патологии или риске ее развития у ребенка и маршрутизации семей с детьми для получения ранней помощи, государственной социальной поддержки, помощи, предоставляемой социально-ориентированными некоммерческими организациями, включая родительские ассоциации и общественные организации (Протокол сообщения диагноза);
  • включить перинатальные центры в порядок предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям с возможностью оказания ранней помощи детям и их семьям на базе кабинетов катамнеза;
  • поддержать научные исследования в области ранней помощи детям и их семьям с целью научного обоснования предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям, развитию эффективных программ ранней помощи;
  • поддержать использование научно-обоснованных методов и программ ранней помощи детям и их семьям;
  • доработать и принять профессиональный стандарт специалиста по ранней помощи детям и их семьям;
  • разработать и утвердить профессиональные стандарты эрготерапевта, физического терапевта, специалиста по коммуникации и педиатра развития;
  • совершенствовать развитие кадрового потенциала, содействовать созданию и развитию национальной системы подготовки и повышения квалификации кадров для ранней помощи детям и семьям;
  • утвердить необходимость включения в программы подготовки специалистов изучение международных классификаций (МКФ, ДК:0-5) и их применение в ранней помощи детям и семьям;
  • включить в программы повышения квалификации специалистов вопросы, касающиеся этических принципов взаимодействия в ранней помощи, формирования отношений партнерства специалистов и родителей (законных представителей) ребенка при оказании услуг ранней помощи семье, стратегий поддержки родителей;
  • поддержать и распространять опыт реализации существующих программ высшего образования специалитета и магистратуры, направленных на подготовку профессионалов для работы в области ранней помощи (СПбГУ, факультет психологии; МГППУ);
  • включить основы ранней помощи детям и семьям, межведомственного взаимодействия в образовательные курсы при подготовке специалистов в сфере здравоохранения, образования и социальной защиты населения, подготовить программы по ранней помощи детям и их семьям для врачей в рамках непрерывного медицинского образования;
  • создать условия для использования детьми с нарушениями развития, детьми-инвалидами, испытывающими трудности и/или неспособными пользоваться речью, средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в соответствии с едиными подходами и методиками их внедрения и использования.