Предложения по итогам проведения круглого стола «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ С  ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ»

23 января 2020 года в Общественной Палате Российской Федерации был проведен круглый стол на тему «Профессиональное обучение инвалидов  с психическими нарушениями».

Организаторами мероприятия выступили Общественная Палата Российской Федерации, Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики «Особое детство», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет».

В работе круглого стола в очной дискуссии  приняли участие 78 человек из 21 организации Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тюменской,  Ленинградской и Тульской областей, Республики Татарстан. Дистанционно участвовали 12 человек из 6 регионов: Республики Башкортостан, Кировской, Псковской, Томской, Оренбургской, Самарской областей. Среди участников были представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, члены Общественной Палаты Российской Федерации, руководители образовательных и социальных организаций, представители некоммерческих организаций, педагоги и работодатели.

Участники круглого стола обсудили широкий круг практических и юридических вопросов, касающихся особенностей профессионального обучения инвалидов с психическими расстройствами. В выступлениях были отражены вопросы востребованности рынком труда профессий и специальностей, взаимодействия с работодателями; проблемы определения рекомендаций по условиям организации профессионального обучения; практические вопросы разработки программ профессионального обучения и приема по ним на обучение; медицинские противопоказания к обучению и труду; проблемы определения подходящей работы, в том числе формальность трудовых рекомендаций в ИПРА инвалида или их отсутствие, требования к условиям труда инвалидов с психическими расстройствами, виды показанного и противопоказанного труда.

Участники круглого стола выявили общие закономерности, тенденции и барьеры в реализации права на выбор профессии и труд в контексте профессионального обучения инвалидов с психическими расстройствами и выработали следующие предложения по его дальнейшему развитию и совершенствованию:

Правительству Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о возможности законодательного закрепления сопровождаемой трудовой деятельности;

— пересмотреть перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утвержден Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377) и перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н, с целью обеспечения допуска инвалидов с психическими расстройствами к отдельным видам профессиональной деятельности с учетом опыта профессионального обучения и трудоустройства инвалидов с психическими расстройствами.

Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ:

— разработать рекомендации по созданию специальных условий для профессионального обучения инвалидов с психическими расстройствами, в том числе на рабочем месте;

— разработать рекомендации по разработке программ профориентации для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, имеющих психические расстройства. Рекомендовать предусматривать в программах профессионального обучения для лиц с психическими расстройствами в качестве первой ступени обучения профориентацию, осуществляемую путем проведения ориентировочных профессиональных проб (временного включения в трудовые процессы с моделированием базовых элементов различных видов профессиональной практической деятельности для выбора наиболее доступных возможностям инвалида и наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям);

— урегулировать порядок составления органами образования рекомендаций по условиям организации профессионального обучения при определении в ИПРА инвалида нуждаемости в этих рекомендациях, в том числе для инвалидов, имеющих 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности. Рассмотреть возможность наделения психолого-медико-педагогических комиссий полномочиями по определению условий профессионального обучения инвалидов с психическими расстройствами, достигшими возраста 18 лет, в том числе с привлечением службы занятости и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения;

— рекомендовать в регионах реализовывать программы профориентации для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам (для обучающихся с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития) путем проведения ориентировочных профессиональных проб;

 — разработать методические рекомендации по профориентации путем проведения ориентировочных профессиональных проб для инвалидов с психическими расстройствами, в том числе имеющими в соответствии с ИПРА 2 и 3 степень ограничения способностей к трудовой деятельности;

— рекомендовать субъектам РФ расширять спектр программ профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, для инвалидов с психическими расстройствами с учетом востребованности профессий на региональном рынке труда;

— разработать меры по повышению информированности общества о правах инвалидов с психическими нарушениями, в том числе на получение образования и труд.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

— создать при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации рабочую группу по вопросам разработки и реализации мер поддержки трудовой деятельности инвалидов с психическими расстройствами;

— разработать методические рекомендации службам занятости по подбору для инвалидов с психическими расстройствами подходящей работы, включая подбор вида трудовой деятельности и условий труда; осуществления сопровождения при содействии занятости  этих инвалидов в соответствии с Федеральным законом  19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в РФ», по поддержке этих инвалидов на рабочих местах в целях сохранения ими места работы;

— пересмотреть в рамках «регуляторной гильотины» установленные законодательством требования к условиям труда инвалидов с психическими расстройствами и показанные и противопоказанные им виды трудовой деятельности в целях обеспечения доступности трудоустройства этих инвалидов в соответствии с их профессиональной подготовкой и возможностями выполнять трудовые обязанности, в том числе возможность трудоустройства для осуществления отдельных трудовых обязанностей или части трудовой обязанности по должности рабочего или служащего. В частности, требуют пересмотра методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов (приказ Минтруда России от 04.08.2014 №515), Гигиенические требования к условиям труда инвалидов (постановление Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 №30), основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н);

— разработать рекомендации по созданию специальных рабочих мест для инвалидов с психическими расстройствами, в том числе для осуществления ими отдельных трудовых обязанностей или части трудовой обязанности по должности рабочего или служащего, с поддержкой наставника, а также временных специальных рабочих мест в целях формирования навыков трудовой деятельности и трудовой адаптации для дальнейшего трудоустройства этих инвалидов на открытом рынке труда;

  — подготовить разъяснения органам исполнительной власти в сфере труда и социальной защиты субъектов Российской Федерации о проведении специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов с психическими расстройствами, в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», в том числе путем проведения для работодателей обучающих программ по труду инвалидов с психическими расстройствами; стимулирования создания специальных рабочих мест для этих инвалидов с отдельными трудовыми обязанностями или частью трудовой обязанности по должности рабочего или служащего, в том числе путем установления компенсации затрат работодателя на создание специальных рабочих мест; поддержки работодателей, предоставляющих возможности прохождения инвалидами с психическими расстройствами ориентировочных профессиональных проб, профессионального обучения на производстве, стажировок, в том числе компенсации затрат работодателя на оплату труда стажеров и наставников.

 ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

—  рассмотреть возможность изменения формы ИПРА инвалида, в том числе включения определения нуждаемости в профориентации путем проведения профессиональных проб;

— рассмотреть возможность изменения Методических рекомендаций по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных (Приказ Минтруда России от 03.12.2018 №765) с целью обеспечения корректного заполнения разделов ИПРА, относящихся к профобразованию и осуществлению трудовой деятельности, инвалидов с психическими расстройствами, в том числе имеющих 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности, и недопущения ситуаций, в которых рекомендации ИПРА или их отсутствие становятся препятствием для реализации права гражданина на труд.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзору) и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

— пересмотреть гигиенические требования к условиям труда инвалидов с психическими расстройствами (постановление Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 №30) и основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (Приказ Минтруда России от 19.11.2013 №685н) в целях исключения необоснованных требований и обеспечения доступности трудовой деятельности для инвалидов с психическими расстройствами.