Письмо-обращение экспертов НКО г. к Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы

Эксперты профильных некоммерческих организаций города Москвы (далее – НКО),  обратились к Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития А.В. Раковой с просьбой принять системные решения, направленные на обеспечение реализации права детей с  ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)/ инвалидностью на доступность очного образования и повышение его  качества. 

          Уважаемая Анастасия Владимировна!

Мы, эксперты профильных некоммерческих организаций города Москвы (далее – НКО),  просим рассмотреть наше обращение  и принять системные решения, направленные на обеспечение реализации права детей с  ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)/ инвалидностью на доступность очного образования и повышение его  качества. 

В настоящее время НКО в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти и образовательными организациями города вынуждены в ручном режиме решать частные вопросы выстраивания оптимального образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ/инвалидностью. Вместе с тем часть проблем в данной сфере требует системного решения на уровне Правительства Москвы. 

10.03.2021 нами получено обращение от инициативной группы родителей с теми же вопросами. Мы  проанализировали нашу практику, обращения граждан, законодательную базу города, обобщили результаты и просим рассмотреть следующие предложения:

  1. Проведение перерасчета корректирующих коэффициентов к нормативу подушевого финансирования при получении образовательных услуг  детьми с инвалидностью/ОВЗ. 

В настоящее время расходы на создание специальных условий образования для детей с ОВЗ/инвалидностью должны покрываться за счет корректирующих коэффициентов к нормативу подушевого финансирования, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2011 г. N 669-ПП “О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. N 789-ПП” Вместе с тем финансирование специальных образовательных условий в Москве в утвержденном объеме (коэффициент 2 для детей-инвалидов и 3 для детей-инвалидов по зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата) недостаточно для реализации государственных гарантий образовательными организациями города. 

Методика расчета коэффициентов в свободном доступе не размещается. Применение недостаточных корректирующих коэффициентов ведет к недофинансированию образовательных организаций, принимающих на обучение ребенка с ОВЗ/инвалидностью и, как следствие, к нежеланию администрации образовательных комплексов принимать к себе заведомо «убыточных» учеников, а в результате — к различным нарушениям прав на образование детей с ОВЗ и инвалидностью. Особые проблемы вызывает создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), для которых корректирующий коэффициент 2 не дает возможности  создать необходимые специальные условия, учитывающие специальные образовательные потребности такого обучающегося. Как показывает практика других регионов, коэффициент должен  быть дифференцирован.

При этом статус «ребенок с ОВЗ», устанавливаемый ПМПК г. Москвы, но не связанный с инвалидностью, вообще не влечет за собой сколько-нибудь значимого финансового обеспечения специальных образовательных потребностей детей и положенных им специальных образовательных условий: 25 000 рублей в год на одного ребенка с ОВЗ — сумма, не покрывающая необходимых затрат образовательной организации: ни занятий со специалистами, обязательными для детей с ОВЗ — в количестве 5 часов коррекционной работы в неделю, ни ставок тьюторов или ассистентов, ни других специальных условий образования.

Мы просим  дать поручение Департаменту образования и науки города Москвы провести необходимые расчеты и внести в Московскую городскую Думу и Правительство Москвы предложения  по изменению корректирующих коэффициентов к нормативам финансового обеспечения государственной услуги  в сфере образования с учетом методических рекомендаций Министерства Просвещения РФ, требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ» (далее – Закон об образовании), а также нормативов, установленных ФГОС НОО ОВЗ, и сопутствующими приказами Министерства Просвещения РФ; кроме того, ввести соответствующие коэффициенты, не привязанные к наличию или отсутствию инвалидности у ребенка, а исходящие из расчетов обеспечения положенного объема необходимых специальных образовательных условий и адаптированных программ, и рассмотреть возможность введения новых коэффициентов к началу 2021\22 учебного года.

В приложении представлен расчет необходимых объемов финансирования, произведенный  экспертами НКО.

  1. Решение вопроса по ранее действовавшей норме:  выплаты компенсаций родителям (законным представителям)  за самостоятельную организацию обучения (семейную форму).

Часть родителей детей-инвалидов /ОВЗ вынуждены нести все затраты на обучение и включение своих детей в общество самостоятельно, в том числе и по причине нежелания школ  внедрять проверенные и необходимые для успешного обучения инклюзивные технологии в образовательный процесс, что приводит к массовому «выдавливанию» детей данной категории из школ. Это становится неподъемным грузом для московских семей. В связи с этим крайне актуален вопрос выделения семьям, выбравшим семейную форму образования для своих детей, компенсаций за самостоятельную организацию обучения.  Мы просим законодательно предусмотреть выплату компенсации за самостоятельную организацию обучения детей в Москве. Кроме того, это не станет дополнительной финансовой нагрузкой на бюджет: деньги на обучение детей уже заложены, меняется лишь адресат получения. Эта мера позволит существенно снизить градус социальной напряженности в сфере образования.

  1. Пересмотр действующей  системы рейтингов  образовательных организаций так, чтобы она учитывала  их достижения в работе с детьми  и молодыми людьми с особыми образовательными потребностями.

В текущей системе рейтингов  образовательных организаций Москвы отсутствуют качественные показатели достижения школ в части создания инклюзивных проектов и особых образовательных условий для детей с инвалидностью, а количественные показатели носят формальный, недостаточный характер. Дети с ОВЗ в рейтингах школ также отсутствуют вовсе, несмотря на то, что в системе образования  более 80 000 детей со статусом ОВЗ. Мы отмечаем позитивное развитие чемпионата Абилимпикс и его влияние на рейтинги. Но, увы, он оставляет в стороне значительную группу детей — детей с тяжелыми множественными нарушениями, детей-дошкольников и учащихся начальной школы и т.д. Таким образом, при безусловной важности этих показателей, они не являются ни достаточными, ни единственными, которые должны быть приняты во внимание.

Существующая система рейтингов не повышает мотивацию администрации школ принимать на обучение учеников с ОВЗ/инвалидностью.

Мы просим разработать и ввести в систему рейтингов школ Москвы блок показателей, отражающих усилия образовательной организации по созданию и поддержанию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ/инвалидностью, а также результаты этих усилий с учетом предложений представителей профильных НКО. 

  1. Проведение мониторинга состояния образования обучающихся с расстройством аутистического спектра.

Аутизм — новый для нашей образовательной и медицинской системы вызов, быстро растущее по количественным показателям заболевание. Школьная система испытывает значительные трудности в связи с массовым увеличением количества детей с аутизмом. По мировым данным, сейчас это 1 ребенок из 54. Темп прироста количества случаев составляет 10-15% в год. 

По данным ДОНМ, в системе образования более 4000 обучающихся с РАС, но данных о форме и формате получаемого ими обучения, программах, по которым они обучаются, распространении новых и инновационных методов работы с ними (ресурсные классы, автономные классы, полная инклюзия, прикладной анализ поведения (АВА) и т.п.) — нет.

Мы просим о проведении мониторинга образования обучающихся с РАС в г. Москве по форме всероссийского мониторинга в 2021 году и далее об ежегодном проведении такого мониторинга. Лучшие практики по работе с детьми с РАС  появились именно в отдельных школах Москвы. Этот опыт требует обобщения и распространения на все образовательные организации города. 

  1. Законом об образовании закреплено право родителя выбирать форму обучения и образовательное учреждение для своего ребенка. Вместе с тем на практике у родителей отсутствует информация о различных формах обучения, нет прозрачного механизма зачисления в образовательные учреждения, нет правил формирования классов не по территориальному принципу, а по принципу необходимости реализации той или иной адаптированной образовательной программы. Необходима единая городская система, в которой будет возможность выбора места и формы образования для детей с ОВЗ и\или инвалидностью. Также необходимо развивать систему  Реабилитационно-образовательных Центров и Комплексных реабилитационно-образовательных Центров) (РОЦов и КРОЦ)  — образовательных организаций, подведомственных  Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы: в настоящее время они не охватывают в достаточной мере ни детей с нарушением интеллекта, ни детей с  РАС (расстройствами аутистического спектра). Администрации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают те же сложности с обеспечением образованием детей с ОВЗ и инвалидностью, находящихся в их контингенте, что и родители детей, проживающих в семьях. 
  2. Доработка  Закона города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16  «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»  в части пунктов, регулирующих инклюзивное образование, в столице с участием представителей профильных НКО.

Москва является  уникальным городом, где  действует   Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16  «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве (с изменениями на 14 декабря 2016 года), в котором  заложены  основы инклюзивного образования в столице. Вместе с тем в настоящее время требуется внесение дополнений в Закон в целях максимального  достижения  качественного образования  детей-инвалидов /ОВЗ, независимо  от формы получения образовательных  услуг  и возраста (от ранней помощи до получения профессионального образования/обучения), и мы выражаем готовность принять активное участие  в проработке данных предложений в рабочем порядке.

Исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт»

Багарадникова Е.В.

Председатель Совета МГАРДИ и РО ВОРДИ Москва

Камал Ю.И.

Директор ООО Центр лечебной педагогики » Особое детство»

Бережная Д.В.