«Одних детей мы готовы видеть, а других — прогнать»: почему инклюзия — это не про пандусы

ТАСС. 10.09.2020

Накануне 1 сентября в соцсети Facebook разгорелась дискуссия из-за поста директора детского хосписа «Дом с маяком» Лиды Мониава, которая не смогла устроить в школу подопечного тяжелобольного ребенка. Большинство высказалось против совместного обучения здоровых учеников и инвалидов. Мы поговорили со специалистами в области инклюзивного образования об актуальных школьных проблемах и о том, почему нежелание учителей и родителей видеть в классах детей с инвалидностью — тревожный сигнал.

Попытки разделить инвалидов на тех, кого можно допустить к здоровым детям, а кого нет, — тревожный сигнал, считает председатель правления центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Битова. Многие родители рассуждают так: если ребенок, к примеру, парализован, но «с головой у него все в порядке», его можно допустить в класс к обычным детям. А если проблемы ментальные — тогда нет.

«Непонятно, почему другие дети идут в школу и никого не спрашивают, а эти дети обязаны получать разрешение. Это какое-то неравенство, и мне оно не нравится. Почему мы одних детей готовы видеть в школе, а других готовы прогнать? Если рассуждать в духе «такие — не такие» легко дойти до очень нехороших вещей», — говорит Анна. — С другой стороны, конечно, надо бы, чтобы школа была готова. Школа, которая не готова видеть такого ребенка, наверное, не самое удачное место для него, но возникает вопрос, а почему же она не готова и нарушает права детей?»