Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания

Разработаны и изданы Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания

В учреждениях социальной защиты, оказывающих помощь детям с тяжелыми нарушениями развития, большой процент воспитанников не использует речь как основное средство коммуникации. По данным 2021 года (в оценке участвовали восемь учреждений социальной защиты, оказывающих помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития) от 72% до 96% воспитанников учреждений не говорят или же используют устную речь ограниченно. Отсутствие доступных ребенку и понятных всем окружающим средств общения, позволяющих попросить, отказаться, выбрать, прокомментировать, задать вопрос и пр. не только значительно осложняет процессы обучения, воспитания и социализации, но и ухудшает прогнозы включения взрослеющего ребенка в социум.

Основной целью создания методических рекомендаций являлось обеспечение общих требований к введению и использованию АДК в стационарных учреждениях социальной защиты, описание единого алгоритма введения АДК, что, по мнению авторов, должно как повысить возможности использования АДК внутри учреждения, так и обеспечить большую поддержку ребенка при переходе из группы в группу или из учреждения в учреждение.

Методические рекомендации разработаны рабочей группой, включающей специалистов, работающих в стационарных учреждениях социальной защиты с детьми и подростками, имеющими тяжелые нарушения развития, а также специалистами НКО, оказывающими помощь семьям детей этой категории, использующими альтернативную и дополнительную коммуникацию как одно из средств обеспечения доступности среды детям-инвалидам.

В методических встречах рабочей группы, проходивших в течение полутора лет на базе РБОО «Центр лечебной педагогики» принимали активное участие специалисты ГБУ ЦСПР «СЕМЬ-Я»; ГБУ ЦСПР Г.И. Россолимо; ГБУ ЦССВ «Маяк»; ГБУ ЦСПР «Юнона»; ГБУ ЦСПР «Роза ветров»; ГБУ ЦСПР «Дом детей»; ГБУ ЦСПР «Сколково», ГБУ ЦСПР «Формула роста», РБОО «Центр лечебной педагогики». Отдельная благодарность за участие в методических рекомендациях специалистам БФ «Даунсайд Ап».

Электронное издание методических рекомендаций подготовлено при поддержке фонда «Вклад в будущее».