13 декабря 2024 года в Москве состоялась встреча, посвященная инновационным подходам к социализации и развитию навыков самостоятельности среди подростков и молодых людей с особенностями развития. Круглый стол «Жизнеустройство подростков и молодых людей с инвалидностью «Ключ к взрослой жизни»» собрал специалистов, родителей и волонтеров, заинтересованных в повышении уровня самостоятельности подростков с инвалидностью. Участники обсудили новые программы, получили информацию о правовых основах и лучших практиках социализации.
Основные направления обсуждаемых проектов: учебное сопровождаемое проживание и сопровождаемое проживание. Здесь подростков и молодых людей готовят к самостоятельной жизни. Участникам помогают развивать навыки в семи направлениях: навыки самообслуживания (навыки приема пищи, умение самостоятельно одеваться, навыки личной гигиены, уход за здоровьем), ведение домашнего хозяйства (приготовление пищи, домашнее хозяйство и проживание), бюджет и использование денег, использование средств связи, общение с окружающими, представления о времени.
После участия в проектах подростки и молодые люди не только улучшают навыки самообслуживания, но и тщательнее заботятся о себе и самостоятельно удовлетворяют свои потребности.
«За последние три года нашим Фондом было поддержано более 40 проектов по сопровождаемому проживанию. Это и учебное сопровождаемое проживание, и постоянное сопровождаемое проживание; в ряде случаев речь идет об отработке конкретных навыков на площадках квартир. Подобные проекты имеют широкую географию: Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская область, Псковская область, Владимирская область, Ставропольский край, Свердловская область и другие (итого 12 регионов России). В общей сложности, благодаря оказываемой поддержке 3500 детей и молодых взрослых повысили готовность к самостоятельной жизни. Опыт учебного проживания или проживания на постоянной основе получили более 500 человек«, – говорит Эльфира Гарифулина, программный директор Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
“Этот год показал, что будущее таких проектов во многом зависит от вклада родительских инициатив. Потому что, сколько бы город или страна ни делали, всё равно этого будет мало. И без того, чтобы родители включались и делали что-то для своих детей, ничего не получится. Родители — самые заинтересованные участники этих проектов. Поэтому наш посыл всем родителям: «Собирайтесь и думайте, как можно совместно друг с другом и с людьми, которые в этой области уже что-то сделали, планировать будущее своих детей”, – поделилась Ирина Шереметьева, член Совета родительской инициативы «Свой ключ».
“Мы реализуем новую программу социальной адаптации «Ранний старт» для детей с ментальными особенностями. Основные принципы нашей программы: максимально возможная самостоятельность, мягкий переход из детства во взрослость, вариативность жизнеустройства — от учебных квартир в детском учреждении до учебно-тренировочного общежития и самостоятельной жизни. Чтобы, достигнув совершеннолетия, воспитанник перешел в комфортную среду проживания, смог сохранить уровень самостоятельности и получал помощь, когда она необходима. В этой программе участвуют девять учреждений и 700 воспитанников (с 12 лет)”, – рассказала Ирина Шпитальская, директор Дома-интерната для сопровождаемого проживания «Гурьевский».
По словам финансового менеджера проекта «Свой ключ» Нины Трусовой, почти половина бюджета проекта учебного сопровождаемого проживания в 2024 году – это гранты, заявки на которые писали родители и сотрудники. Вторая половина — реализация социальных услуг по договору с Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы. Гранты и договор с Департаментом подразумевают под собой большой объем достаточно сложной отчетности, но все требования удалось выполнить. В планах на следующий год активнее работать с частными благотворителями, юридическими лицами, начать сбор пожертвований через сайт. На сайте «ЭМЦ Особое детство» заработала кнопка сбора благотворительных пожертвований (https://emc.ccp.org.ru/charitable). “У нас сложилась сплоченная команда сопровождающих. Все достаточно молодые люди. И у нас много мужчин. Это наша фишка, потому что очень сложно привлечь молодых мужчин в подобные инициативы. А без помощи мужчин такие проекты просто невозможны”, – делится Нина Трусова.
Елена Заблоцкис, юрист правовой группы Центра лечебной педагогики отметила: «Сопровождаемое проживание имеет существенные отличия. Сопровождаемое проживание — это про обеспечение проживания человека с инвалидностью в домашних условиях, в ряде случаев в течение всей жизни. То есть это не про обучение, не про развитие навыков, это про поддержку жизни дома. А вот учебное сопровождаемое проживание — это действительно обучение, подготовка к самостоятельной жизни или к сопровождаемому проживанию. Результаты учебного сопровождаемого проживания для семей очень конкретные: улучшаются навыки человека с инвалидностью по самообслуживанию, по поведению в быту и в обществе, появляются новые навыки, повышаются его адаптивные способности. Эти навыки человек применяет дома – в семье. И такие результаты соответствуют задачам, которые поставило государство».
Круглый стол стал площадкой для систематизации и обсуждения накопленного за последние года опыта в сфере учебного и сопровождаемого проживания молодых людей с особенностями развития.