Играем вместе

Представьте себе детскую площадку. Классическая картина: дети предоставлены сами себе, в то время, как родители сидят, уткнувшись в телефоны, или заняты разговорами друг с другом. Часто можно увидеть ребёнка, который застенчиво мнётся в сторонке и не может включиться в общую игру. Иногда малыш подходит к маме и грустно просит: «Ну ма-а-ам, ну поигра-а-ай со мной».

Не всем детям удаётся вступить в контакт с окружающими. Иногда ребёнку достаточно совсем небольшой поддержки, чтобы приспособиться к новой ситуации. Если родителям хватает чуткости, они в состоянии сами справиться с проблемой. Но бывает, что малышу нужна помощь специалиста. Среди таких ребят есть дети с особенностями развития, но есть и обычные, здоровые дети, просто слишком чувствительные и тревожные. Для таких «пограничных» случаев и была создана наша группа «Ясли».

pekip1Малыши от 2-х до 3-х лет заходят в игровую вместе с мамами. Обстановка очень напоминает обычную детскую площадку. Разница в том, что с детьми в игровой присутствует два педагога, а мамы не сидят в сторонке, а активно включены в происходящее. Для детей раннего возраста связь с мамой ещё очень тесная. Поэтому педагоги работают не только с ребёнком, но и с мамой. Мама и малыш учатся лучше понимать друг друга, вместе открывают мир и осваивают новые навыки.

Вот что рассказала руководитель группы Елена Моржина: «Это группа открылась в Центре только в этом учебном году для детей с особенностями поведения. Отличие этой группы от других в том, что комбинируется два подхода: с одной стороны, вокруг ребёнка формируется развивающая среда, с другой — ребёнка вместе с мамой учат правильно с ней взаимодействовать. В группе работают два педагога: один — организует общую деятельность, второй помогает взаимодействовать маме с ребёнком. Второй педагог готов подключиться в сложные моменты, помогает им общаться друг с другом, принимать участие в общих играх. Он учит маму действовать в соответствие с потребностями ребёнка, чтобы в итоге помочь встроиться ребёнку в общую деятельность. Таким образом, в этой группе есть возможность работать с микросоциумом «мама-ребёнок».

Занятие в группе строится так: ребята садятся в круг, играют в «парашют» и другие игры. Затем дети, и мамы поют под гитару, танцуют и играют на музыкальных инструментах. После этого — творческая мастерская: дети рисуют, лепят, делают аппликации. Завершается все угощением за круглым столом.

pekip2Как показала практика, этот подход оказывался очень эффективным. Лизе сейчас 3 года. Её привели на консультацию в конце прошлого учебного года. Девочка не общалась ни с детьми, ни с взрослыми. Она играла только с предметами, поведение речью не регулировалось, собственной речи почти не было, вступить в контакт и развить его было очень трудно. За полгода занятий в группе удалось наладить отношения Лизы с мамой, встроить девочку в групповые занятия. Бывает, случаются «критические моменты», когда Лиза с кем-нибудь из малышей не может поделить игрушку, она очень расстраивается, плачет. Тогда второй педагог, Има помогает справиться с проблемой, предлагает девочке поменяться игрушкой, помогает переключиться, показывает маме, как можно помочь дочери. И Лиза всё лучше справляется со сложными ситуациями.

Некоторые ребята пришли из программы «Родители и дети — первый год», которую также ведут специалисты Центра. «Родители привели сюда детей, которым, скорее всего, было бы сложно пойти в 3 года сразу в обычный муниципальный детский сад. „Ясли“ — это такая дополнительная „ступенька“ для ребёнка на пути к детскому коллективу. Походив сюда, ребятам будет проще привыкнуть к социуму», — рассказала Елена. Вот такая у нас есть чудесная детская площадка!