Эксперты ЦЛП отвечают на вопросы

Друзья! В эфире второй выпуск рубрики с ответами на вопросы об особых взрослых и детях. Рассказывает эксперт ЦЛП, специалист по детско-родительским отношениям Има Юрьевна Захарова:

Как выбрать детский сад для особого ребенка?

До четырех лет любому ребенку трудно без поддержки взрослого оказаться в социуме, потому что еще не формировались механизмы саморегуляции. Он бывает импульсивен, напуган незнакомой обстановкой, не понимает происходящего и только с помощью взрослого может как-то сориентироваться в ситуации и успокоиться. А если еще ребенок не говорит и у него нет никакой возможности для общения, есть риск, что в детском саду он окажется в полной изоляции. Поэтому мы говорим родителям: прежде чем вы подумаете о детском садике, надо понять, в чем нужна поддержка вашему ребенку, как он сможет сам получить хороший опыт взаимодействия без мамы. Ребенок вступает в диалог через игру с другим человеком. И тогда этот другой человек уже не просто играет с ним, а регулирует его поведение, помогает ему справляться со сложной ситуацией. Он становится опорой для ребенка. И уже с этим человеком ребенок может пойти в группу. Взрослый выступает проводником, который помогает ребенку встроиться в активную детскую среду группы.

Мальчик_листик

Кто может стать такой опорой? Например, психолог, который работает в этом детском саду, или хорошая воспитательница, которая интуитивно понимает, что ребенку нужна поддержка. Она не считает, что это трудный ребенок, который должен сидеть под столом, пока не успокоится, а берет его на руки и утешает. Понять, что за человек воспитательница, несложно – достаточно прийти на площадку и понаблюдать за ней: кричит или не кричит, как обходится с детьми в группе. Как правило, успокоить ребенка может человек, который умеет сам справляться с собственными чувствами и не впадает в состояние аффекта. Такого и нужно искать.

Нужно ли от особого ребенка требовать, чтобы он соблюдал дисциплину?

Да, конечно. Но жесткие требования – это стрессовая ситуация. Особый ребенок и так часто находится в стрессе из-за дезориентации в происходящем, а если с ним разговаривать командным голосом, предъявлять высокие требования, это приведет только к еще большему стрессу и невротическим реакциям. При этом устанавливать границы абсолютно необходимо. Однако часто внутренние границы, которые формируются только в отношениях и имеют свои законы развития, заменяются формальными внешними рамками. К ребенку, с которым нет доверительных и надежных отношений, предъявляются жесткие требования. Его оставляют наедине с этими требованиями и наказывают за их нарушение. Как же дисциплинировать ребенка, оставаясь с ним в отношениях? Взрослый ясно и четко транслирует ребенку: есть правило, которое регулирует отношения в социуме. Если ребенку сложно его выполнить, задача взрослого – ему помочь, не меняя при этом позицию. Можно его утешать и поддерживать, но правило от этого никуда не девается.