ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ САДАМИ. Центр лечебной педагогики (Москва), или Особые дети в обычном детском саду – что с этим делать?

Современное дошкольное образование №6. 01.04.2020

Процитирую героя этого интервью: «По статистике в мире примерно 10 процентов людей с инвалидностью. Хотя родители в школах обычно пугаются, когда им говорят, что будет учиться ребенок с ДЦП, или с аутизмом, или с синдромом Дауна…». Так происходит во многом потому, что детский сад и школа (да и общество в целом) не готовы воспринимать таких детей как равных, как достойных внимания, любви и счастья – скорее, это угроза. «Он не понимает границ и может травмировать другого ребенка», «Он отвлекает внимание воспитателя от других детей, они остаются без присмотра», «Нормальные дети отстают в развитии в обществе детей с ОВЗ»… Все эти стереотипы далеки от истины сами по себе. Проблема в несоответствии условий – обязанности образовательной организации предписаны, а поддержки (методической, юридической и всякой другой) недостаточно. Дети с особыми потребностями не виноваты в подобном положении дел. И есть места, учреждения, где хорошо работают и с ними, и с их родителями, и с их педагогами. Одно из таких – Центр лечебной педагогики в Москве. И такие учреждения стремятся делиться своим знанием со всеми, чтобы детям в ОВЗ жилось лучше в каждом городе. В ЦЛП есть разные форматы работы, но разговор будет посвящен в основном интегративным дошкольным группам, а также адаптационным группам для детей раннего возраста. В интервью приняли участие Елена Вячеславовна Моржина – педагог-психолог, автор методических книг и статей, руководитель интегративных групп для детей раннего и дошкольного возраста, в ЦЛП с 1993 года – и Ксюша Рейцен – психолог ЦЛП, ведет родительские группы, группы помощи родителям детей раннего возраста с РАС.

Татьяна Ле-ван, куратор проекта «Давайте дружить садами», ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка института системных проектов Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

Участники интервью:

Елена Вячеславовна Моржина (Е.М.), Ксюша Рейцен (К.Р.) – педагоги-психологи Центра лечебной педагогики (Москва)

Екатерина Васильевна Коновалова (Е.К.) – методист АНО ЦРР «Волшебный возраст» (Москва)

Татьяна Николаевна Ле-ван (Т.Л.) – ведущий научный сотрудник лаборатории развитии ребенка института системных проектов Московского городского педагогического университета (Москва)