Что такое музыкальная терапия?

И снова в эфире рубрика с ответами на вопросы об особых детях и взрослых. О том, что такое музыкальная терапия, рассказывает наш педагог Ирина Константинова, автор книги «Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога».

Как работает музыкальная терапия?

Занятия музыкальной терапией с тяжелыми детьми (ДЦП, аутизм, множественные нарушения) хороши тем, что позволяют им почувствовать себя успешными. Часто бывает так, что на других занятиях не получается почти ничего, а на музыке получается что-то, и это дает возможность сдвинуться с места. Например, на музыке мы выясняем, что ребенку нравится звенеть колокольчиком, и дефектолог берет колокольчик на свое занятие, и это позволяет ему заинтересовать ребенка своими дефектологическими заданиями и играми.

МузТерапия

При помощи музыки можно выразить то, что не получается выразить другими средствами. Когда плохо говорящий ребенок выражает с помощью барабана свой гнев или свое удивление, это дает ему ощущение, что он что-то может. Кроме того, если ребенка заинтересовал какой-то инструмент, появляется возможность вступить с ним в контакт. Наконец, плохо говорящий ребенок может что-то пропеть. Ему не надо ничего формулировать, слова песни он знает, и, пропевая их, он получает возможность условного «говорения». У меня занимается сейчас девочка Катя, которая почти не говорит, но так четко повторяет мелодию песни и иногда даже и слова, что за это можно зацепиться, сделать вид, будто она это сказала, построить на этом диалог – и, может быть, это приведет к тому, что Катя сама что-нибудь скажет, а не просто будет повторять «Расцветали яблони и груши». Не знаю, быстро ли это произойдет.

Вообще музыка – понятие широкое. Можно петь известные песни, можно сочинять новые на ходу, как акын. «Мы по шкафу постучим, мы от шкафа отойдем, а вот бух, снова бух, а сейчас встаем-встаем». Про любые действия можно петь песню, если мы хотим их поощрить. А если ребенок кусается и дерется, наверное, про это петь не будем. Инструменты у нас очень разнообразные. Можно стучать палочками, можно дергать за струны. У нас есть корзинка с разными этническими инструментами, природными. В принципе, в качестве музыкального инструмента можно использовать все, что хочешь, – кастрюлю перевернуть, по дверце шкафа постучать.

Как далеко можно продвинуться с помощью музыкальной терапии?

Мой любимый пример – Андрюша. У него сложный диагноз – синдром Мартина-Белла плюс гидроцефалия, из-за которой он плохо себя чувствует, когда меняется погода. Мы с ним занимались музыкой пять лет подряд. В начале у него была гиперакузия – непереносимость громкого звука. Андрюша боялся заходить в помещение, где есть люди, потому что подозревал, что будет громко. Войти в музыкальный зал ему было очень трудно, при том что вообще-то он любил музыку и дома слушал детские песенки при помощи детского магнитофона. Сначала мы с ним смогли зайти в музыкальный зал, в котором никого не было, и там что-то очень тихо играли, потом он стал включаться в разные музыкальные дела. Возникла задача активизировать мальчика, потому что вообще-то ему ничего не надо – только бы лежать на диванчике, и чтобы его щекотали. А на музыке он и скакал, и стучал в барабан, и что-то иногда произносил, хотя, в общем-то, мальчик неговорящий.

С Надей – она на коляске, почти не говорит, почти не видит – мы занимались музыкой два года. Тоже надо было ее активизировать, потому что у Нади очень слабая нервная система, она очень быстро устает. А после того, как мы попели и потанцевали, оказывалось, что она может и голову немного подержать, и попросить определенную песню, и на музыкальном инструменте поиграть, хотя ей все равно было трудно поднять руку, найти, где находится инструмент. Жизненных сил мало, но, если подобрать правильный колокольчик и правильные гусли, Надя была готова их искать на слух.