Битова: успехи особого ребенка оцениваются по его развитию

Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Новая политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, упомянутая в итоговой версии «Стратегии-2020» приводит к тому, что в массовой школе они не могут получить соответствующего образования. О ситуации рассуждает в интервью РИА Новости президент Центра лечебной педагогики Анна Битова.

В разделе «Новая школа» итоговой версии «Стратегии-2020» говорится о поспешности широкого внедрения инклюзивного обучения. Новая политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к тому, что в массовой школе они не могут получить соответствующего образования. О ситуации рассуждает в интервью РИА Новости президент Центра лечебной педагогики Анна Битова.

— Анна Львовна, «Стратегия-2020» констатирует: поспешное широкое внедрение инклюзии приводит не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить соответствующее образование. Вы с этим согласны?

— Не совсем. Проблемы в организации инклюзивного обучения, безусловно, есть. Но развитие инклюзии совершенно необходимый процесс, и его эффективность зависит от решимости тех, кто в нем участвует.

Инклюзия в России вводится пока стихийно. На днях на парламентских слушаниях, посвященных инклюзивному образованию, из уст экспертов прозвучало определение «дикая инклюзия»…

Так, родители особого ребенка хотят, чтобы он учился в общеобразовательной школе, а в школе не создано для того условий. Важно ведь не только то, что ребенок посещает обычный детский сад или школу, но и то, какая поддержка ему там оказывается: есть ли тьютор, проводятся ли дополнительные занятия, обучен ли персонал. С другой стороны, даже в советское время дети с ДЦП, аутизмом ходили в обычные школы. То есть дело не столько в технических условиях, сколько в отношении тех, кто помогает ребенку с нарушениями развития войти в детский коллектив. Если родители и школа объединят усилия для интеграции особого ребенка в коллектив, они добьются успеха.

— Какими должны быть условия в инклюзивной школе? Как ее, к примеру, нужно оборудовать?

— Все должно быть устроено с учетом особенностей конкретного ребенка, принятого в школу. Неправильно было бы стандартизировать интегративную среду — нужен индивидуальный подход. Скажем, ребенку с ДЦП нужна безбарьерная среда, аутисту — тьютор и, возможно, игровая комната, где бы он мог отдохнуть. Многое можно сделать без особых затрат — оборудовать в классе или коридоре огороженный занавеской уголок для отдыха и игры.

Сейчас слово «инклюзия» на слуху, и создается впечатление, что здесь все просто: любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья может учиться в общеобразовательной школе рядом с домом. Но в конце года этому ребенку надо наравне с другими учениками писать контрольные работы и тесты. Что делать, если он не справляется? Для такого ребенка нужно разработать индивидуальные критерии оценки успеваемости.

В общеобразовательной школе сейчас нет разноуровневого образования: все дети должны учиться по одному образовательному стандарту. А должно быть несколько стандартов: ребенка с особыми образовательными потребностями нельзя равнять с остальными детьми. По сути то, что ребенку с особым развитием предъявляются обычные аттестационные требования, является главным препятствием инклюзии. Необходимо оценивать успехи особого ребенка относительно его собственного развития, а не стандартной учебной программы, и это должно быть закреплено законодательно.

— Всем ли показана инклюзия?

— Все зависит от конкретного ребенка, его интересов, возможностей и от решения семьи. В моей практике мама одного мальчика с аутизмом решила, что он будет учиться в общеобразовательной школе. Мне казалось, ребенок не справится. Мама настояла на своем, и ребенок успешно окончил школу. Но это потребовало определенных усилий и от мамы — ей приходилось много с ним заниматься. Другая мама могла бы отдать ребенка в спецшколу.

— В чем преимущества инклюзии? Сторонники специального образования утверждают, что в любом случае без него не обойтись.

— Лет 20 назад я проводила консультации в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это была довольно сильная школа с хорошими специалистами и традициями обучения. Говоря о сложностях в работе, директор отметила, что прогресс у детей не слишком большой: с ними занимаются 10 лет, а у них по окончании школы все равно остаются проблемы с речью. Но ведь это же естественно, если в этой школе все, кроме учителей, разговаривают плохо. Тогда нельзя было представить, чтобы такие дети учились в общеобразовательной школе. Теперь же у нас есть положительный опыт и понимание, как обучать особых детей вместе с остальными.

Другой пример. Девочка с ДЦП пошла учиться в общеобразовательную школу. Мы поначалу думали, что она вообще не сможет писать — для нее это было очень тяжело. А она, глядя на ребят, начала учиться и успешно освоила письмо.

Но спецшколы нужны. Это подтверждает и зарубежный опыт: во многих странах, где инклюзивное образование получило широкое распространение, работают и спецшколы для детей с тяжелыми нарушениями здоровья.