30.10.2025. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Т. 22, № 3 (2025) Оригинальная исследовательская статья.
Мария Евгеньевна СИСНЕВА, эксперт, региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики “Особое детство”», АНО ДПО ЭМЦ «Особое детство»;
клинический психолог
АННОТАЦИЯ Реализация прав и интересов людей с психическими расстройствами — важный аспект их благополучия и качества жизни. При этом вопросы их субъектности и самоопределения остаются недостаточно изученными. Описание феномена «развития субъектности» в контексте восстановления дееспособности может расширить научные знания в этой области. Для изучения данного феномена проведена исследовательская работа по анализу интервью респондентов с психическими расстройствами и инвалидностью после участия в социально-психологическом тренинге подготовки к восстановлению дееспособности и прохождения судебных процессов.
В исследовании участвовали 15 респондентов в возрасте от 24 до 69 лет с расстройствами шизофренического спектра и интеллектуальными нарушениями, проживающие в социальных стационарах психоневрологического профиля, проектах сопровождаемого проживания инвалидов и дома с родственниками.
Респонденты прошли социально-психологический тренинг в 2023 г. Их судебные процессы завершены. Для качественного анализа эффективности тренинга был использован метод глубинного интервью. Полученные материалы позволили выделить и описать динамику развития субъектности информантов. До участия в тренинге и судебных процессах респонденты проявляли субъектность разного уровня: от активной позиции до полной зависимости от
чужих решений. Поддержка наставников способствовала раскрытию их потенциала. Фрустрирующие факторы усиливали стремление к восстановлению дееспособности и участию в тренинге. Результаты судебных процессов значительно влияли на субъектность: положительные заключения привели к присвоению способности быть субъектом решений и деятельности, а отказы побуждали респондентов к защите прав. У восстановивших дееспособность
участников наблюдались проявления рефлексии, саморегуляции, осознанности, уверенности в себе, стремления к развитию. Некоторые респонденты связывали изменения с полученной поддержкой и участием в тренинге. У получивших судебные отказы участников рефлексия носила искаженный характер. Самодетерминация и способность быть автором жизненных изменений проявились после восстановления дееспособности.
Полный текст статьи ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Т. 22, № 3 (2025)